Федерация Айкидо Марий Эл

Кир Иванов. 3 статьи по Айкидо

 


Главная

Библиотека

Видео

Фотоальбом

Программа экзаменов

Ссылки

Группа в контакте

Кир Иванов. 3 статьи по Айкидо

Kir_ivanov@mail.ru

ЗАПИСЬ ПЕРВАЯ

ПЕРВЫЙ ШАГ ИЛИ ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЙ АЙКИДО

Потерявшимся на пути посвящается…

Дорога в тысячу километров начинается с первого шага

(китайская поговорка)

 

Древние китайцы, конечно же, были правы, отмечая важность первого шага.

Первый шаг требует смелости, осознанного желания, целеустремленности…

И тем не менее свой первый шаг делают очень и очень многие – чтобы в итоге, споткнувшись о первую кочку на пути, осознать тщетность и недосягаемость своих желаний.

И чтобы никогда не сделать шаг второй.

Чтобы повернуться спиной к собственной мечте и постараться просто забыть о ней.

Чтобы найти другую цель в жизни. Может быть – более доступную.

Так в айкидо приходят сотни. Остаются – единицы.

Сияющий ореол таинственности этого боевого искусства привлекает все новых адептов, которые вскоре с сожалением и разочарованием обнаруживают, что несколько недель тренировок вовсе не делают из них «ниндзя», Стивена Сигала, Великого Мастера…, что их «КИ» не только не разбрасывает нападающих в разные стороны, но и вроде как отсутствует вовсе, что «приемы» не работают, а собственное тело вместо красивых «мастерских» техник выдает какие-то корявые движения.

В довершение более опытные товарищи со знанием дела остужают пыл: мол, чтобы хоть что-то сносно получалось, должны пройти годы (годы!!) непрерывных, упорных тренировок.

И зачастую разочарование оказывается гораздо сильнее смелости, желания, целеустремления, то есть всего того, что позволило человеку сделать первый шаг и прийти заниматься айкидо.

«Айкидо не работает!» – провозглашает разочаровавшийся и уходит из айкидо.

Правда, многие возвращаются.

Чтобы опять уйти снова. И так продолжается неопределенно долго. Покуда человек либо не уходит совсем, либо не остается навсегда, осознав, что истинной целью занятий айкидо является не какой-то конкретный результат (черный пояс, слава непревзойденного мастера, способность сломать противнику руку в трех местах разом и тому подобное), а сам процесс занятий – непрерывный творческий и духовный поиск, физическое совершенствование – когда сами по себе тренировки становятся источником вдохновения, радости и удовольствия.

На моей памяти один из учеников прекратил тренировки, чтобы попробовать себя в другом боевом искусстве – каратэ (кажется, фудокан). Через месяц он вернулся.

И сказал: «Вы не представляете с какой неохотой я шел тренироваться, какого труда, нечеловеческого напряжения силы воли стоило мне каждый раз заставлять себя идти на тренировку. А сюда я вернулся с огромной радостью и удовольствием».

Я ничего не имею против каратэ. В то же время и тренировки по айкидо могут превратиться в тягость – все зависит от инструктора. Так вот умение создать атмосферу добра, взаимопонимания, удовольствия от занятий – наиболее важный показатель мастерства ведущего тренировку. И это куда больший показатель, нежели какая-то формализованная степень мастерства (дан).

Соответственно и рост и продвижение учеников зависят в первую очередь не от именитости преподавателя, а от его способности зажечь в учениках интерес к процессу обучения, когда мотивация «надо» уступит место мотивации «я хочу». Когда ученики будут заниматься с удовольствием просто потому, что им хочется заниматься. Когда они будут с нетерпением ожидать новой тренировки.

Как ни странно, в этом случае прогресс в технике ученика куда значительнее, чем когда он сам (прогресс) ставится во главу угла.

Сказанное не означает, что тренировки в айкидо не имеет четко выраженной цели. Этой целью является самосовершенствование. Поскольку полное совершенство недостижимо, такая цель всегда останется за рамками процесса совершенствования, что, впрочем, не умаляет ее ценности. Предназначение такой цели не в ее достижении, а в существовании ее в качестве своеобразного маяка на пути.

На пути воина.

Аттестации на степени «кю» и «дан» служат отметками о пройденных «километрах» и вовсе не являются основаниями для пренебрежительного отношения к младшим «по степени». Просто кто-то успел пройти на пути большее расстояние, кто-то меньшее, кто-то пустился в путь раньше, кто-то позже. И еще не известно, кто найдет в себе силы дойти до конца. Особенно с учетом того, что «конца» пути как такового не существует. :-)

Аттестации зачастую незаменимы в качестве мотивации. Особенно на начальных этапах пути, когда прогресс самим учеником осознается неявно, и требуется внешний атрибут роста мастерства.

Кроме того, сдача экзамена на очередной дан (кю) обычно провоцируют скачок в уровне технического мастерства. Это утверждение абсолютно верно, что подтверждается опытом большинства целеустремленно занимающихся.

Айкидо меняет традиционный акцент боевых искусств «победа над противником» на иной – «победа над самим собой».

Мы побеждаем самого себя, упорно тренируясь. Совершенствуя свое тело и дух. Побеждая себя сами, мы делаем себя непобедимым со стороны других.

Айкидо учит быть человеком, ибо далеко не каждый, стоящий на двух ногах и умеющий говорить, таковым является.

Айкидо учит культуре движения и культуре мышления. Айкидо – это творчество, глубоко личное, и плоды этого творчества всегда остаются с человеком.

Все это доступно, если человек, сделав первый шаг и оступившись, чуть помедлит, но… сделает еще один шаг. Еще один шаг вперед. А потом еще. И еще….

И поверьте – первые радости постижения великолепного искусства не заставят себя ждать!

Я просто приглашаю Вас всех сделать очередной шаг.

Для кого-то он будет первым. Но ни для кого – последним.

В путь!

 

ЗАПИСЬ ВТОРАЯ

О ТЕХ, КТО «ЗАНИМАЕТСЯ ДЛЯ СЕБЯ»

Уверен, вам случалось слышать (а может быть даже самому произносить) эту сакраментальную фразу: я, мол, занимаюсь айкидо для себя!

А говорится она чаще всего, когда от человека на определенном этапе занятий начинают что-то требовать. Требовать участия в учебно-тренировочных семинарах, показательных выступлениях, аттестациях, просто регулярного посещения тренировок и активного участия в тренировочном процессе.

А ему зачастую просто лень взваливать на себя какие-то дополнительные заботы, обязательства. Человек, привыкший просто платить деньги за то, чтобы его учили (сам отстранившись от процесса обучения), вдруг оказывается в ситуации, когда для продолжения роста технического мастерства требуются уже собственные усилия. Усилия, прикладывать которые он просто не привык.

И он напускает на себя глубокомысленный вид.

Вид серьезного, занятого человека, не желающего заниматься никому не нужной ерундой.

«Мне это не нужно, - говорит он, - я ведь занимаюсь исключительно для себя».

«Конечно! – всегда соглашаюсь я в ответ. – Мы-то занимаемся «для дяди»…

И человек теряется.

Потому что тот внешний облик, который несет его заявление о занятиях «для себя» (самостоятельность в принятии решений; отсутствие тщеславности; образ человека, точно знающего, что он хочет…), вдруг облазит безобразными лохмотьями, открывая под собой суть.

А суть понятия «для себя» вовсе не такова, какой ее хочет преподнести говорящий.

«Для себя» здесь означает: кое-как, нерегулярно, без энтузиазма, бесцельно, некачественно, безрезультативно.

Человек просто убивает собственное свободное время (время жизни!), занимаясь подобным образом.

Волшебная отмазка «для себя» очень удобна, поскольку позволяет многое себе разрешить. Разрешить пропустить тренировку, сославшись на усталость или «срочные» дела, разрешить заниматься вполсилы, постоянно отвлекаться, думать на тренировке о посторонних вопросах, проблемах, вовлекать других занимающихся в бесплотные беседы, мешая и их тренировочному процессу.

«Для себя» не требует ответственности, напряжения сил, устремленности.

«Для себя» только дает. Дает мнимую «свободу», многочисленные поблажки к самому себе, возможность ничего не делать.

Единственное, чего не дает такое «для себя» - это результата, продвижения по пути к намеченной цели.

А это топтание на месте. Более того – это дорога назад, регресс.

«Для себя» – путь слабых и безвольных.

Их «для себя» – это фикция, потому что такое «для себя» как раз самому-то себе ничего и не приносит. Ничего, кроме разочарования и очередных неудач.

Это не «для себя». ЭТО НИ ДЛЯ КОГО!

Любой человек приходит заниматься айкидо для себя. Так почему же это «для себя» позволяет некоторым с халатностью относиться к тому, чем занимаешься по собственному желанию?

Истинное «для себя» не признает поблажек к себе любимому. Не допускает расслабленности и безответственности.

Только ежесекундно побеждая себя самого, мы становимся сильнее.

Истинное «для себя» ведет вперед и не дает сойти с пути.

Истинное «для себя» дает цель и силы для ее достижения.

Я занимаюсь айкидо для себя. Не «для дяди», не для кого-то еще…

Только для себя.

Мое собственное желание, мое личное «хочу» направляет все мои действия.

И всем вам я желаю того же.

Занимайтесь айкидо.

 

Только для себя! По-настоящему!

 

ЗАПИСЬ ТРЕТЬЯ

УЧИТЕСЬ УЧИТЬСЯ!

Так случилось, что современная ориентация на западные ценности привела к практически повсеместному распространению мнения о том, что все продается. Все можно купить!

Были бы деньги.

Именно деньги становятся мерилом ценности, целью человеческой деятельности. Если у меня достаточно денег, я могу позволить себе все, что пожелаю.

Как оказывается, все желания сводятся к тому же – еще больше деньгам. И так далее по кругу. Этот круг сложно назвать замкнутым, поскольку человек в конце концов умирает.

Оставив счастливым наследникам все свое финансовое состояние…

Кое-кто начинает задумываться и понимает, что деньги не являются самоцелью. Деньги нужно тратить! И человек начинает «покупать» себе удовольствия.

Среди таковых «покупателей» находится изрядное число людей, обративших свое сытое внимание на боевые искусства.

И они с удовольствием расстаются с энной суммой денег: вступают в клуб, платят за тренировки. Особенно продвинутые нанимают личного инструктора и … ждут!

Они ждут, когда настанет тот знаменательный миг, и в зеркале вместо обрюзгшей ленивой физиономии отразится мужественное лицо мастера боевых искусств с мудрым спокойным взором.

Они даже ИНОГДА ходят на тренировки!

И даже иногда на них потеют.

И опять ждут – когда закончится тренировка и можно будет завалиться с пивом на диван перед телевизором, предаваясь сладостным мечтам

Они привыкли получать то, за что заплатили – ТОВАР!

Соответственно и отношение к инструктору – потребительское. Я тебя нанял – вот ты меня и учи!

Только вот здесь забывается самое главное: те деньги, что они платят учителю не есть плата за обучение.

Это плата за РАЗРЕШЕНИЕ учиться.

За разрешение приходить на тренировки и присутствовать в зале.

Это плата за право смотреть на то, что показывает инструктор. И учиться.

САМОСТОЯТЕЛЬНО.

Инструктор лишь направляет, указывает путь. Человек идет по нему сам.

И никакой гениальный инструктор не сделает из человека мастера, если он сам не прилагает к этому усилия.

Одних только денег здесь явно недостаточно.

Ведь существуют вещи, которые просто невозможно купить.

А можно только достичь – упорным ежедневным трудом.

Айкидо надо практиковать. Постоянно.

К примеру, вы можете купить сколь угодно умную дорогую книгу – по любой тематике. Но вы не станете от этого в одночасье умнее и эффективнее.

Книгу надо еще и прочитать!

Но и этого недостаточно – прочитанное надо понять!

А потом еще и применить на практике.

А потом оценить и проанализировать ошибки.

И применить снова – с учетом новых выводов!

И вот здесь может оказаться, что и «умная» книга бывает не во всем права.

Но вы уже научились мыслить и действовать самостоятельно, соответственно можете идти дальше уже безо всякой книги.

В итоге вывод – ВЫ ДОЛЖНЫ ДЕЙСТВОВАТЬ!

Действовать самостоятельно, предпринимая моральные, физические и интеллектуальные усилия к освоению материала.

То же относится и к айкидо.

Есть и другой тип практикующих айкидо. Эти собирают огромную библиотеку книг и учебных видеофильмов по айкидо.

Иногда у них получается это просмотреть и прочитать.

И нагруженные ворохом бессвязных знаний, мнений и трактовок они приходят на тренировку.

Только вот полную чашу нельзя наполнить выше краев.

И тренировка оказывается для них пустой тратой времени. Бесцельным потением на татами.

Чашу следует опорожнять.

Ежедневно. Перед каждой тренировкой.

Начинать каждый раз с чистым разумом и с чистого листа.

Сказанное касается не только новичков, но и учеников продвинутых. И даже – прежде всего их.

Поскольку их груз знаний еще тяжелее.

И еще его очень жалко бросать. Невыносимо жалко.

И в результате мы видим на семинарах людей, с завидным упорством повторяющих техники. Точно так, как они это делали раньше – год или два назад.

Так, как они это умеют делать. Так, как они будут это делать после семинара.

Семинар ничего им не даст.

И следующий семинары пройдут также.

Бесполезно.

Потому что этим людям не интересно, что показывает инструктор.

Они слишком заняты собой.

Они остановились в своем развитии. Они больше никуда не идут.

Как только вы внутренне осознаете, что у вас что-то начинает получаться хорошо, вы останавливаетесь на пути.

Эго уничтожает развитие. Самолюбование заводит в тупик.

Это признаки того, что человек проиграли бой. Бой самому себе.

Его победило собственное эго…

И с каждой такой победой оно будет становиться все сильнее.

И единственным выходом будет начать все сначала. С нуля. С первого шага.

А это очень и очень трудно.

Гораздо труднее, чем предотвратить подобное развитие ситуации еще только при появлении первых признаков «звездности».

Учиться тоже нужно уметь.

Учитесь учиться! Будьте внимательны к себе и окружающим.

Будьте усердны в учении и безжалостны к собственному эго.

Будьте собой.

 

Искренне Ваш, Кир

Kir_ivanov@mail.ru

 

Статьи опубликованы с согласия автора

 

Статьи в формате doc

Федерация Айкидо Марий Эл, Йошкар-Ола, 2008-2009

 

  Rambler's Top100  

 

продажа шевроле ланос | фав 1041 | дилеры ваз 2104 | ланос 2007

Хостинг от uCoz